СИПР

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями  развития (вариант 6.4.) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с ТМНР. АООП (вариант 6.4) обучающихся с умственной отсталостью и опорно-двигательного аппарата развития направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов основываются на индивидуальных возможностях и индивидуальных образовательных потребностях обучающегося с ТМНР.
  • Принципы и подходы к формированию программы СИПР
В основу разработки АООП НОО для обучающихся с ТМНР (нарушениями интеллекта и опорно-двигательного аппарата) заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению АООП НОО для детей с ТМНР предусматривает возможность создания с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с ТМНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования. В основу формирования адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТМНР положены следующие принципы:
  • принципы государственной  политики  РФ  в  области  образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
  • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
  • принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
  • принцип развивающей  направленности  образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение    его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
  • онтогенетический принцип;
  • принцип целостности содержания образования: содержание образования едино; в основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной области»;
    • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения детьми с ТМНР всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
    • принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни.